Изготовление алюминиевых конструкций на заказ
Сварные изделия из алюминия

Алюминиевые изделия на заказ. Разговор о колесах из алюминия в эфире Радио Автодор

Заказы на алюминиевые конструкции

Изготовление изделий на заказ из алюминия.

29.07.2020 | Радио Автодор

В эфире программы «Главная пара» на Радио Автодор (radio-avtodor.ru) руководитель сектора «Автомобилестроение» Алюминиевой Ассоциации, профессор МГТУ им. Баумана Дмитрий Онищенко и эксперт сектора «Автомобилестроение» Илья Вишневский. Ведет программу Игорь Моржаретто, за режиссерским пультом – Александр Казаков.

– Игорь Моржаретто: Сегодня у нас большая серьезная тема об алюминиевых литых дисках. Давайте поговорим о том, зачем вообще нужны алюминиевые литые диски? Конечно, большинство слушателей скажут, что это красиво и украшает автомобиль, делая его визуально более стильным, высоким или спортивным в зависимости от дизайна колес. А какие у них основные достоинства, кроме красоты, если сравнивать с обычными штампованными дисками, которые мы, как правило, покупаем вместе с автомобилем?
– Дмитрий Онищенко: Во-первых, алюминиевый диск при прочих равных условиях легче, что позволяет снизить неподрессоренную массу автомобиля. Во-вторых, речь идет не только об эстетике, но и снижении общего приведенного суммарного момента инерции, который влияет на динамику автомобиля и на наличие крутильных колебаний в системе привода. Уменьшение неподресоренной массы, а также массы колеса в целом, в том числе и за счет литого диска, приводит к улучшению динамики автомобиля – об этом не надо забывать.

Илья Вишневский: Я добавлю: среднее отношение неподресоренных масс в автомобиле составляет в среднем 1:15, а числовое значение неподресоренных и подресоренных масс необходимо для расчета характеристик колебаний автомобиля, которые определяю плавность хода и, соответственно, комфорт при поездке. Имеются расчеты, согласно которым при замене дисков на алюминиевые вес каждого колеса снижается на 4 кг. В сумме на 4 колеса это дает 16 кг. Ваш автомобиль в таком случае будет ехать так же плавно, как если бы в него сели 4 пассажира, при этом он нисколько не теряет в своей динамике. Более того, появляется даже большая легкость.


– Игорь Моржаретто: Действительно, инженеры бьются за каждый грамм облегчения автомобиля, а тут 16 кг!
– Илья Вишневский: Вы абсолютно верно сказали, что литые диски – это красиво. Достаточно посмотреть на крупнейшие тюнинг-шоу – SEMA Show в Лас-Вегасе (США), Essen Motor Show в Эссене (Германия) или Osaka Auto Messe в Осаке (Япония) – колесным дискам и их дизайнам посвящены большие экспозиции, т.е. это своего рода модное направление.

Мы поговорили о легковых автомобилях, но не надо забывать также и о городском пассажирском транспорте. Здесь алюминиевые диски также востребованы. Например, установка легких дисков позволяет существенно сэкономить энергию электробусов, которая расходуется во время цикла разгон-торможение. Кованые колеса также имеют большие перспективы в грузовом транспорте. Причина – в необходимости сделать транспортное средство более легким и ужесточение норм, регулирующих выбросы СО2. Соответственно, идет поиск решений снижения массы.

– Игорь Моржаретто: Сегодня при рестайлинге или презентации нового автомобиля особо подчеркивают новый дизайн колесных дисков, которые придают модели еще более привлекательный внешний вид. Однако главное не внешний вид, а облегчение конструкции. Если на легковом автомобиле можно сэкономить 16 кг, то на грузовом транспорте или автобусе – сотни. Это реальная экономия топлива и обеспечение плавности хода. Скажите, а насколько широко сейчас коммерческий транспорт готов переходить на алюминиевые диски? 

– Дмитрий Онищенко: Очень многое зависит от позиции производителя автомобилей и того, насколько они готовы фиксировать цену автомобиля с соответствующей комплектацией. Потому что если посмотреть на структуру цены, установка стальных или алюминиевых дисков незначительно влияют на изменение конечной стоимости транспортного средства. Если посмотреть на структуру добавленной стоимости, то здесь совсем другая история. Очень широкий фронт работы для экспертов, которые могут представить экономические эффекты от перехода на более легкие литые или кованые диски.

Мы находимся в самом начале пути, потому что сегодня мы можем предложить только две технологии – это литые и кованые диски. Очевидно, что кованые диски лучше, они легче и прочнее, ведь эта технология пришла из авиации, но есть и свои минусы. Есть технологии, позволяющее еще более упрочнить диск и стабилизировать его геометрические размеры.

Представим, например, что на стальном штампованном диске мы попадаем в яму. Визуальный осмотр ничего серьезного не показывает, можно продолжать движение, однако – внутренняя часть замята. Это можно определить, только сняв колесо. Уже случилась разбалансировка колеса, изменились геометрический параметры резины, а мы об этом можем не знать. В этом случае алюминиевые диски или диски с алюминиево-магниевым или скандиевым сплавом очень перспективны.

– Игорь Моржаретто: Давайте разберемся с терминами и методами. Что же такое литье, лекгоспавные или магниевые диски?
– Дмитрий Онищенко: Легосплавные диски – часть группы литых дисков. В одном случае мы применяем доступный и надежный алюминиевый сплав, а у легкосплавных под этими дисками подразумевается диски из алюминия и различных легируемых добавок – магний, скандий и др. Конечно, они будут дороже. В итоге получается более легкий материал, позволяющий создать более ажурные конструкции. Это то, что существует на сегодняшний день, в будущем – много перспективных технологий.

  Алюминиевые изделия на заказ. Великобритания хочет защитить британских производителей стали от затрат на энергию

– Игорь Моржаретто: Литые диски отливаются целиком?
– Дмитрий Онищенко: Есть те, которые отливаются целиком, а есть сборные. Причем сборные конструкции обладают определенными преимуществами, так как при сборке элементов диска используется посадка с натягом, которая обеспечивает наличие внутренних напряжений, что значительно упрочняет диск. Существуют и другие интересные решения, например, внешняя часть из алюминиевого сплава, а внутренняя – из композитных материалов.

Илья Вишневский: Производство литых колес устроено следующим образом: жидкий металл, т.е. литейный сплав подается в пресс-форму, где он застывает. Затем эту отливку обрабатывают. С коваными колесами сложнее, ведь они производятся методом штамповки. Цилиндрическая заготовка делится на части, каждая из которых предварительно разогревается и размещается в прессе. Пресс выдавливает штамповку с толстыми стенками, а затем уже осуществляется термообработка и закалка и далее следует механическая обработка.

Дмитрий Онищенко: Среди перспективных технологий – гибридные методы, в частности, реолитье или тиксопрессование, соединяющие в себе плюсы литейных технологий и обработки металлов давлением. Мы получаем дешевую заготовку детали эффективным утилитарным способом. Структура металла, которая влияет на прочность, остается прежней, как у кованой заготовки, а способ получения такой же эффективный, как у литой. Я уверен, что за этим будущее.

– Игорь Моржаретто: Основная часть колес, которая продается или входит в комплектацию автомобиля – это литые диски? Кованые – скорее привилегия автомобилей класса люкс или спорткаров?
Дмитрий Онищенко: Кованые диски выдерживают нагрузки, которые на дорогах общего пользования не встречаются. Давайте вспомним историю с дизельными двигателями, которые используют топливную систему Common Rail. Первая система Common Rail была построена фирмой Bosch в 1981 году. А в СССР такую систему уже спроектировали и испытали в 1979. Но глобально эту систему стали устанавливать на двигатели лишь спустя 15 лет, в том числе и по экономическим причинам, связанным с необходимостью окупить затраты на технологическую подготовку топливной аппаратуры предыдущего поколения. – Сегодня производство литых дисков – это высокотехнологичное производство, требующее серьезных инвестиций. Кроме того, есть определенная конкуренция между Китаем и Россией.

– Игорь Моржаретто: Давайте перейдем к теме выбора. В любом специализированном магазине предлагают большой выбор дисков, разброс цен тоже очень велик. С чего нужно начинать?
– Дмитрий Онищенко: В первую очередь надо обратиться к специалистам. Очень важно подобрать диск не только исходя из ценовой категории, но и технических требований, которые предъявляются к автомобилю. На мой взгляд профессионалы своего дела работают в сети шинных центров «Колесо», которые, кстати, на ряду с Алюминиевой Ассоциацией являются партнерами межвузовской студенческой корпорации и эффективно поддерживают молодежный инжиниринг в области разработок конструкций легкосплавных дисков и применяемых при этом перспективных технологий.

– Игорь Моржаретто: В России есть много производителей алюминиевых дисков. Кого из них вы хотели бы отметить?
– Дмитрий Онищенко: СКАД, К&К, Слик – кованые диски, которые очень востребованы в автоспорте. Сейчас выпуск многих автомобилей локализован в нашей стране. 7 лет назад была принята программа импортозамещения в автопроме. Так вот, в области колесных дисков этот план выполнен. СКАД и К&К – основные поставщики продукции для автомобилей, производство которых у нас локализовано. Это говорит о том, что выпускаемые диски полностью соответствуют требованиям, предъявляемым, в том числе и высококлассными немецкими производителями.

– Игорь Моржаретто: СКАД, например, поставляет на завод Фольксваген Груп, ПСМ в Калуге, Форд Соллерс. В принципе, наши производители колесных дисков ничем не уступают зарубежным.
– Илья Вишневский: Они даже превосходят! Надо отметить, что российский покупатель не очень знаком с тем, что за диски он покупает. Недавно нами проводился опрос в городах-миллионниках. Мы спрашивали у тех, кто недавно приобрел автомобиль, какие диски они выбрали? Первый ответ был – «красивые».

– Игорь Моржаретто: Диски – это критическая деталь в автомобиле. Скажите, проходят ли они какую-нибудь сертификацию?
– Дмитрий Онищенко: Конечно, проходят, это очень серьезный вопрос. Вы знаете про ужесточение автомобильного регламента, к работе также подключились Росстандарт и Росаккредитация. За последнее время было значительно снижено количество организаций, которые имеют право сертифицировать колесные изделия.

Заказы на алюминиевые изделия

Надо понимать, что колесный диск – это прежде всего безопасность. Скорости автомобиля растут, дороги становятся лучше, поэтому мы не имеем права выпускать некачественный товар. Минпромторг России занимает активную позицию – производство алюминиевых дисков хорошо защищено, и это большой плюс для нашей промышленности и экономики.

Надо помнить, что когда мы выходим на определенный номинальный уровень, необходимо развиваться дальше, потому что в мире, в частности, в Китае активно используются новые технологии, и нам нужно быть конкурентоспособными не только за счет регулировочных мер, но и за счет инноваций.

  Алюминиевые изделия на заказ. Россия в марте удвоила объем экспорта плоского алюминиевого проката в ЕС

– Игорь Моржаретто: Мы несколько раз упоминали слово «сертификация». А по каким критериям проводится сертификация дисков, и на что их проверяют?
– Дмитрий Онищенко: Существуют специальные стенды. Сертификация представляет собой длительный процесс. На первом этапе – это стендовые испытания, связанные с имитацией удара с учетом массы автомобиля и размера резины. После первичных испытаний на стенде диск ставится на автомобиль, и только после этого он поступает в продажу.

– Игорь Моржаретто: Предполагаю, что в наших условиях надо испытывать еще и на коррозионную стойкость…
– Дмитрий Онищенко: Безусловно, такие испытания тоже проводятся. Солевой раствор на дорогах зимой – большая проблема для литых дисков, но в качестве защиты лакокрасочного покрытия от агрессивной среды производители колес используют различные антикоррозионные средства.

– Игорь Моржаретто: Надо понимать, что диск – это важный элемент конструкции автомобиля, который обеспечивает безопасность движения. Кроме того, он должен служить довольно долго. А иностранные производители, которые выходят на российский рынок, тоже обязаны проходить сертификацию?
– Илья Вишневский: Конечно.

– Игорь Моржаретто: Как Алюминиевая Ассоциация борется с подделками?
– Илья Вишневский: Мы уже упоминали об инициативе по сертификации, в частности, ее ужесточении. Существует критерий цена-качество. Цена очевидна, мы ее видим, а критерий качества непонятен. Что значит качественный диск? Основная статья себестоимости изделия – это вес алюминия, т.е. наличие металла. Для того, чтобы снизить себестоимость, а следовательно, и цену диска, китайские производители снизили металлоемкость. Колесо по-прежнему красивое, дешевое, но хрупкое. С этим и была связана инициатива по обязательной сертификации, так как диск не соответствовал требованиям.

– Игорь Моржаретто: Удалось ли убрать злостных нарушителей с рынка?
– Илья Вишневский: Да, удалось. Например, из 14 китайских брендов, по которым проводились испытания, лишь 5 прошли, а остальные не соответствовали требованиям.

– Игорь Моржаретто: Можно ли сейчас говорить о том, что условно говоря, немецкие диски хорошие, российские – нормальные, а китайские – плохие?
– Дмитрий Онищенко: Так говорить не совсем корректно. Например, на автомобилях семейства Aurus установлены современные диски российского производства. Они соответствуют самым жестким требованиям.

– Игорь Моржаретто: Но нельзя говорить, что вся китайская продукция низкого качества… можно ли без опаски покупать диски из Китая?
– Илья Вишневский: Советуем обратить внимание на отечественных производителей, продукция которых представлена для всех автомобилей на российском рынке. С технической точки зрения в России реализованы передовые технологии производства дисков. Производители колесных дисков получают алюминий от компании РУСАЛ. Мы говорим об алюминии с низким углеродным следом бренда ALLOW. Возможно сейчас это не так сильно заботит покупателей, как цена и красота колес, но тем не менее при производстве этих дисков негативный эффект для окружающей среды сведен к минимуму.

– Игорь Моржаретто: Еще несколько общих вопросов. Кто основные клиенты, потребители – конвейеры заводов, магазины или онлайн-площадки?
– Дмитрий Онищенко: Диски СКАД и К&К поставляются на конвейеры производителей, но есть и широкая представленность в сегменте Автомаркет. Вы можете также поехать на авторынок и найти там широкий ассортимент алюминиевых дисков российских производителей. Аналогично обстоят дела и в интернет-магазинах.

– Игорь Моржаретто: Вопрос о будущем – как будут меняться диски с течением времени?
– Илья Вишневский: Прежде всего, необходимо определить, что является драйвером изменений. Первое и основное – это влияние на окружающую среду. Сегодня автомобиль имеет ряд ограничений, связанных с уровнем выбросов. Чтобы снизить их объемы, необходимо снизить массу транспортного средства. Для этого надо произвести замену традиционного металла, стали, на более легкий алюминий. Таким образом, автомобиль должен иметь прежнюю динамику или лучше, но при этом выбрасывать меньше вредных веществ в атмосферу. Диски в будущем будут легче. В первой части программы мы говорили о том, что все более популярной становится технология ковки. Полагаем, что диск будущего будет легче и прочнее при тех же характеристиках.

– Игорь Моржаретто: И, наверное, умнее, но это вопрос к электронщикам, а не производителям алюминия. Давайте перейдем к вопросам переработки, ремонта и эксплуатации дисков. Нужно ли обращаться в специализированные мастерские?
– Илья Вишневский: Каждый выбирает, что ему более удобно. В колесных дисках современных автомобилей устанавливаются датчики контроля давления в шинах. Не всякий шиномонтаж может выполнить смену резины, не навредив датчикам. Мы не видим каких-либо серьезных проблем с качеством дисков, которые требуют систематической проверки.

– Игорь Моржаретто: Вопросы, поступающие от слушателей: надо ли обслуживать алюминиевые диски каким-то особенным образом?
– Илья Вишневский: Специальных рекомендаций нет, т.е. это обычный уход. Обратимся к грузовому транспорту – известно, что алюминий лучше отводит тепло. При торможении диск нагревается, резина также нагревается, что ведет к более быстрому изнашиванию. Если для пассажирских автомобилей этот момент не так актуален, то для грузовых транспортных средств существует прямой расчет, который показывает эффективность использования алюминиевых дисков, в том числе и за счет увеличения ресурса тормозной системы. Многие владельцы флотов после приобретения новых магистральных грузовиков ставят старые диски на новые машины.

  Алюминиевые изделия на заказ. Компания «Металл Профиль» выпустила новое мобильное приложение «КМП ПРО 2020»

– Игорь Моржаретто: Как вы относитесь к восстановлению диска?
– Илья Вишневский: Раньше алюминиевый диск был некой диковинкой, но сегодня стоимость и разнообразие ассортимента позволяет заменить диск. Что касается небольшого ремонта, то они вполне пригодны для ремонта, но их цена вполне доступна для замены.

– Игорь Моржаретто: Прочность не страдает?
– Илья Вишневский: При соблюдении технологий не страдает. Например, при ремонте диска не следует применять сварку – нагрев нарушает структуру металла и делает колесо непригодным для эксплуатации.

– Игорь Моржаретто: А если повреждено только лакокрасочное покрытие? Это тоже можно сделать своими силами?
– Илья Вишневский: Этот дефект устранят в любом ателье, которое занимается покраской колес. Важно только, чтобы это была специализированная организация – окраска дисков требует специальных материалов и технологий, несколько отличающихся от окраски, например, деталей кузова.

Стоит отметить, что особенностью алюминия является его коррозионная стойкость. Если стальные диски через некоторое время будут подвержены коррозии, то на алюминиевых дисках вы этого не встретите.

– Игорь Моржаретто: Алюминиевые литые диски становятся все более модными, и покупатели сегодня хотят литье, потому что это красиво и важно с точки зрения комфорта и безопасности. Вопросы от слушателей – как отличить подделку от оригинала?
– Илья Вишневский: Как правило, подделывают дизайн. Покупателю прежде всего надо обращать внимание на производителя и требовать в магазине копию сертификата. Российские диски сегодня отвечают всем самым жестким требованиям по качеству. Кроме того, именитые западные производители, например, МОМО, Алькар заказывают производство дисков на российских площадках.

– Игорь Моржаретто: А как разрабатывается дизайн дисков? Кто задействован в процессе – художники, конструкторы, дизайнерские бюро? Художник, к примеру, придумал дизайн, технолог сказал, можно ли это воплотить на практике, а конструктор просчитал?
– Илья Вишневский: Вы практически ответили на свой вопрос. Сначала идет поиск удачного дизайна, затем проработка возможности изготовления. Так как металл жидкий, он растекается по пресс-форме, которую должен заполнить. Технология литья предполагает обеспечение возможности выполнить ту форму, которую нарисовал художник. Далее необходимо, чтобы дизайн колеса выдержал испытания по качеству и прочности.

– Игорь Моржаретто: Есть ли гарантийный срок службы диска или он может служить вечно?
– Илья Вишневский: Диск – это износостойкая деталь, ни о какой сквозной коррозии не может быть и речи. Скорее зависит от условий эксплуатации. Конкретных сроков нет.

– Игорь Моржаретто: К сожалению, время передачи подходит к концу. Я хочу подвести краткие итоги. Первое. Колесные диски нужно выбирать не только за их красоту, а исходя из того, что эта часть автомобиля обеспечивает безопасность. А потому при покупке консультируемся со специалистом и выбираем колеса именно те, которые подходят именно вашему автомобилю. И советуем обратить внимание на литые диски российского производства – они соответствуют самым жестким стандартам, поставляются на мировые рынки и создаются с учетом наших дорожных условий. Обратите внимание на российского производителя – не прогадаете! Напоминаю, что сегодня у нас в гостях были представители Алюминиевой Ассоциации: руководитель сектора «Автомобилестроение», профессор МГТУ имени Баумана Дмитрий Онищенко и эксперт этого сектора Илья Вишневский. Спасибо за интересный разговор, друзья! Приходите к нам еще!

РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ КОЛЕСНЫХ ДИСКОВ

  • КиК основана в 1991 году в Красноярске (бренды K&K, Rapid, Re:style)
  • ГК СЛИК основана в 1992 году в г. Тольятти (бренд Slik)
  • СКАД (г. Дивногорск Красноярского края) выпускает колесные диски с 2004 года (бренд SKAD, Original series; завод поставлял и поставляет колеса на конвейеры Volkswagen Group Rus, ПСМА Рус (Mitsubishi), ранее – на Ford Sollers и Ford Europe).
  • Азов-ТЭК основана в 2005 году в г. Азов Ростовской области (бренды TechLine, NEO, Venti и Replica Style).
  • Компания Соломон Алсберг (г. Каменск-Уральский Свердловской области) образована в 2005 году и выпускает кованые колесные диски для спортивных автомобилей и автомобилей премиум-класса
  • ПРОМА колеса из легких сплавов (г. Москва) начала работать с 1991 года с производства колес для картов. Сегодня выпускает литые колеса для автомобилей и картов диаметром от 14 до 18 дюймов


Конструкции из алюминиевого профиля на заказ.

Оставить ответ